Фильм по одноимённой фантастической повести Алексея Толстого. Время съёмок – 1924 год. Немой фильм (я где-то заимел редакцию с записью игры тапёра в качестве аудиодорожки). Фильм теперь для меня примечателен по ряду причин. Во-первых: немое полнометражное кино. Просмотр такой ленты не сравним со «звуковым» фильмом: сюжет подаётся неравномерно: дозировано большим квантом при помощи титров и более разреженно во время немого действия. Данное обстоятельство позволяет невозбранно обсуждать сюжет с коллегами-критиками и не бояться пропустить какой-нибудь многозначительный звук, шёпот или плохую дикцию актёра. Во-вторых, тапёр просто чертяга отлично импровизировал на своей пищалке, обыгрывая темы, созвучные с происходящим на экране. В-третьих, благодаря формату фильм лишён ненужных растеканий и сцен ни о чём. В-четвёртых интрига вокруг «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» -вот что написано на Википедии:
Выходу фильма предшествовала беспрецедентная рекламная кампания в газетах, которая началась примерно за полгода до премьеры — 26 февраля 1924 года в «Кино-Газете» (издававшаяся самой кинокомпанией «Межрабпом-Русь»), где поначалу публиковались интригующие объявления с текстом «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» — без всяких пояснений (но в ряде случаев по нескольку таких объявлений на одной полосе). С 15 апреля объявления стали сопровождаться поясняющим текстом: «С некоторого времени радио-станции всего мира стали получать непонятные сигналы…» Ближе к премьере (19 сентября) к рекламной компании была подключена газета «Правда», в которой таинственный сигнал был воспроизведён в более «прозрачном» виде: «Анта… одЭЛИ… уТА», а в рекламном объявлении, опубликованном 24 сентября, интригующая надпись была впрямую включена в объявление о премьерном показе фильма в кинотеатре «АРС».
|
А ведь можно было подумать, что этот ход (оживлённый в последние десятилетия рекламщиками) современен. В-пятых, спецэффекты того времени: запуск корабля к Марсу, массовые сцены народных волнений на красной планете, монтаж текста на снегу. В-шестых реакция кинокритиков, которую можно (используя современный сленг) назвать «пастой» - смотрим на Википедии:

Сообщение от Н. А. Лебедев. Очерк истории кино. Немое кино (1918—1934) — М.:, «Искусство», 1965
Попыткой угодить зрителю капиталистических стран была первая крупная постановка только что объединившейся «Межрабпом-Руси» <…>. «Аэлитой» руководители фирмы делали ставку на экспортный «боевик», технически и постановочно не уступающий лучшим западноевропейским лентам, интересный как для первоэкранной публики внутри страны, так и для зарубежного буржуазного зрителя. Фильм должен был быть «масштабным» и «сенсационным» — с необычным сюжетом, большим числом действующих лиц, с популярными именами автора, режиссера-постановщика, исполнителей главных ролей. В качестве литературной основы был взят опубликованный незадолго до того и пользовавшийся популярностью у читателя одноименную повесть Алексея Толстого. Несколько расплывчатая идейно, повесть строилась на оригинальной фабуле (межпланетная экспедиция) и давала интересный и разнообразный материал для создания занимательного кинозрелища. В ней причудливо переплетались сочные бытовые сцены московской жизни первых лет нэпа с фантастическими эпизодами — полётом на Марс, встречей «земного» инженера с правительницей Марса Аэлитой, попыткой восстания «пролетарской части» марсиан против своих угнетателей и его разгромом. Повесть завершалась благополучным возвращением межпланетной экспедиции на Землю. <…> Сценаристы несколько перекомпоновали материал повести, изменили сюжетные мотивировки (так, например, полёт на Марс и вся марсианская часть из «реальной», как она была изображена у Толстого, превратилась в сон Лося), ввели новых действующих лиц (детектива-любителя Кравцова). Постановка была поручена только что вернувшемуся после четырёхлетнего пребывания за границей Я. А. Протазанову. Он привёз с собой опыт постановочной работы на лучших студиях Франции и Германии,— и руководители «Руси» охотно включили его в свой коллектив. <…> Снимали фильм Ю.Желябужский и специально приглашённый на эту постановку немецкий оператор Э.Шюнеман. Выпуску «Аэлиты» на экраны Москвы и Берлина предшествовала большая и изобретательная реклама. <…> Публика первоэкранных кинотеатров смотрела фильм, но он оставлял ее равнодушной. На вторых и третьих экранах фильм провалился. Еще меньший успех ждал «Аэлиту» за границей. Фильм не был принят ни критикой, ни зрителем. (Н. А. Лебедев. Очерк истории кино. Немое кино (1918—1934) — М.:, «Искусство», 1965)
|
Достаточно заменить некоторые названия и фамилии - и у нас типовой критический отзыв на практически любой современный отечественный боевик.
Семь. Сюжет – отлично! Я, правда, не читал оригинал, но осведомлённый коллега во время сеанса делал некоторые замечания. Чувствуется что фильм подкорректирован на злобу дня: тут и насмешка (хоть и весьма тонкая) над недобитой «интеллигенцией» и разбор двух сценариев революции («сверху» и «снизу») с безоговорочным оправданием второй.
В-восьмых: это, конечно, улыбка, которую вызывает наивный, теперь, ретрофутуризм: любителям «Кин-дза-дза» (Данелия) смотреть в обязательном порядке, хотя бы ради костюмов и разудалых солдатских песен под гармошку возле марсианского «дворца съездов».
Уныние. Скорбь.
Что нам оставили потомки в далёком 1924 (см. выше), и
что мы сотворили. Сюжет взывает горечь. И только
Дмитрий Харатьян и
Михаил Ефремов своим мастерством и титаническим усилием закатывают эту телегу на пригорок.
Круто. Смотрел первый раз. Много чего можно выделить примечательного. Надо бы посмотреть и остальные части.
Понравилось. Особых претензий на нравоучительность и высокопарные выводы фильм, в принципе и не имеет. Хороший саундтрек, приятная постановка погонь и перестрелок. В проблеме главного героя есть что-то от протагониста
БК: только там герой теряет Смысл от тяжёлой и циничной работы, после чего начинает борьбу с ветряными мельницами, здесь же наоборот - внезапное отрезвление от распутной никчёмной жизни и борьба с врагами общества
Wo ist Fred? - оригинальное название фильма (Где Фред?). Оно, конечно, тоже не отображает всей сути, но не вызывает сомнительные ассоциации как наш перевод.
Ещё одна картина с Тилем Швайгером. Сюжет балансирует на линии иронии на весьма щепетильную тему: маломобильные люди. Потому, не мне судить - не перегнули ли они палку. Отстраняясь от предшествующего вопроса, хочется отметить, что герою Тиля снова достаётся всё. Фильм так же затрагивает дилемму "идти на поводу" vs "жертвовать ради любви".
Трейлер
www.youtube.com/
Вообще, изначально был заманен главной музыкальной темой фильма и широченной улыбкой
Такэси Китано. Фильм стоящий, но, для нашего зрителя, несколкьо непривычное зрелище в контексте "лагерь военнопленных". А основная мысль для меня в нём [немного спойлер]:
Вы стали жертвой людей, которые думают, что они правы, так же, как когда-то Вы и капитан ヨノイ大尉, непоколебимо верили, что правы вы... А на самом деле... конечно же, никто не прав.
и (собственно одна из книг, на которой основан фильм, "Семя и сеятель")[спойлер]:
Казалось, что Селлерс своей смертью бросил семя в ヨノイ大尉, и мы все могли участвовать в его росте.
Мне показалось, что Лоуренс, особенно для своего звания (подполковник) излишне обтекаем ("и нашим и вашим"), но, с другой стороны, война у каждого своя (как и лагерь, напоминающий, простите, санаторий по сравнению с боевыми действиями).
А вообще - лучше посмотрите и сделайте выводы сами.
Погодите-ка: Нео на фоне взрывающегося автобуса... это приквел к Матрице?
Очень круто - фильм постоянно держит в напряжении. Но не страхе, как фильм ужасов, не напряжении мысли, как лекция по квантовой механике, а напряжении инстинктов и реакции, подобно той, что испытываешь при
резком торможении вагона метро, почувствовав отрыв от пола безумном маневрировании на мотоцикле. И это ощущение создатели фильма умудрились протянуть на всё время действия. Фильм лишён занудных диалогов, долгих планов, сопливых рассуждений, злых гениев, раскрывающих планы протагонисту, взрывающихся вертолётов (правда, несоклько эффектных взрывов будет), невероятной тупки (ну ладно - почти без лошарства) и
Эффекта штурмовика. Даже пылесос практически отсутствует! А актёры:
Киану Ривз, С
андра Буллок! Супер
Документальный фильм, смонтированный
SBJoker из видео, размещённого на
http://www.youtube.com/ различными пользователями, снимавшими происходящее во время
концерта. Отличная идея и блестящая реализация. Качал двое суток! Зато теперь ещё полнее осознал: увидеть все эффекты и пасхалки с одной позиции нельзя: каждому зрителю достанется бонус, вне зависимости от того, сколько денег он потратил на билет.
1:03:37 - лодка с
Флаке "проплывает над оператором".
1:06:59 ; 1:42:12 ; 1:39:41 - Флаке пародирует
Тиля, копируя его движения.