Меня жутко бесили сочинения. Берётся какая-нибудь далекая от школьника тема и требуется, уложившись в довольно жёсткие рамки, написать фигню. Апогея эта практика достигла в ЕГЭ, где с автором надо соглашаться, приводить два примера из школьной литературы и использовать кучу стандартных шаблонов типа: "Исследуя важную проблему [взаимодействия человека и общества | конфликтов между старшим и младшим поколением | etc], автор приходит к мысли, что"... "Автор, показывает, что" ... "Трудно не согласиться с автором, например, в романе ...."
Причём хрен поймёшь, что это такое - на перессказ оригинала глубиной и подробностью изложения сочинение тянуть не может (и не должно, кстати), на анализ исходного текста - тоже, своё мнение выразить нельзя (в крайнем случае, написать своё мнение, но в чём-нибудь всё-таки согласиться с мнением автора), всё содержание строго расписано (вступление, проблема, описываемая автором, её важность, два аргумента, вывод, заключение). Получается нечто неестественное и оторванное от реальности

.
Возможно, оно показывает способность ученика к зубрёжке, никакой иной пользы не вижу.