Сообщение от Артём Валерьевич
Венгерский психолог Михай Чиксентмихаи выдвинул теорию о потоке (flow) — особом состоянии, напоминающем дзен по степени полного единения с деятельностью и ситуацией.
|
Я немного ознакомился с его теорией...
Сообщение от moka
Наркотики - приносят счастье.
Алкоголь - приносит счастье.
Секс - приносит счастье.
Еда - приносит счастье.
Да по сути любая практически активность человека с долей зависимости нацелена на получение гормонального удовлетворения. Правда не ко всем каждый метод подойдет по ряду кучи причин.
Ещё игры приносят бабло разработчикам, а еще могут использоваться для пропаганды идеологий, для образования, или тупо эскейпизма, прыщей на жопе, или может даже кому-то жену, кучу всего могут игры принести. По сути как и любая другая активность - играть в спорт там, или по клубам ходить, тоже счастье кому-то приносит.
|
В теории потока есть разделение на удовольствие от удовлетворения биологических и социальных потребностей, и на радость получаемую от деятельности как таковой.
Причем получение того или иного зависит не от самой физической деятельности, а от того как индивид к ней относится и как он её понимает.
Например еда: в одном случае можно получить удовольствие как результат того что удовлетворена биологическая потребность в пищи, во втором случае можно представить гурмана, для которого процесс потребления пищи поднимается до уровня искусства, он радуется новым ощущениям и тонким оттенкам вкуса, а также тому что у него в отличие от большинства людей есть такой навык, он как личность достиг большего прогресса в развитии и более многогранен в этом вопросе.
Теория потока предполагает что важна не сама физическая деятельность, а внутренняя работа, которую человек при этом проводит со своим Эго, развивая свою личность. Процесс развития даёт переживание радости, жизнь становится более осмысленной и как следствие счастливой.
Для того чтобы деятельность, согласно теории, считалась потоковой, она должна обладать
некоторыми характеристиками.
Соответственно игры должны стремиться создавать ситуации в которых действия игрока могли бы становиться потоковыми.
На самом деле находчивый человек даже из самой безнадёжной игры, или вообще из любой скучной деятельности сделает инструмент для саморазвития (например йоги могут вообще сидеть и проводить внутреннюю работу).
Но всё таки будет проще если разработчики дадут некоторую базу для старта, чем-то заинтересуют.
А вот дальше игровой процесс нужно строить таким образом, чтобы игрок больше действовал.
И главное это должна быть не монотонная работа (принеси 10 кусков руды), а творческая, креативная.
Например песочница лучше чем линейная игра, потому что игрок может сам ставить себе цели и сам планировать пути их достижения, имея достаточно большой набор возможностей, но возникает проблема мотивации игрока ставить себе новые цели.
Есть много примеров песочниц, когда вроде-бы много чем есть заняться, но ничего особо делать нехочется и игра становится скучной.
Так же полезно добавлять в игру информацию напрямую не относящуюся к игре, но дающую пищу для размышления.
Таким образом играть с пользой надо тоже уметь -- можно быть обычным потребителем масс-медии (современный мейнстрим к сожалению поощряет данный подход), а можно понимать под игрой нечто большее.
Я не имею ввиду технические вопросы, то есть не надо например заниматься реверсинжинерингом игр, но вышеописанное касается именно самого процесса игры и влияние его на внутренний мир игрока.
Разработка игр это уже другое, но к нему также применимы такие подходы, для мотивации разработки, как и к любой другой деятельности.
Сообщение от impersonalis
Во-вторых, игра (и в этом её изначальный, понимаемый детенышами животных, смысл) - это прокачка определенных скилов: можно подобрать игры действительно повышающие полезные навыки. На этот счёт есть исследования медиков и небольшое экспериментальное исследование вашего покорного слуги.
Про задачу - не согласен критически. Куча людей решает сложнейшие головоломки, мотивируясь только стимулом "challenge accepted".
|
Логика немного не полная: детёныши животных не могут понимать смысл игр, поэтому не могут играть потому что это "полезно" или "надо".
Это именно поведение обусловленное биологическими потребностями в развитии. Животному сам процесс игры доставляет радость, и им просто хочется это делать. Даже если это не несёт какой-то определённой награды ввиде еды или похвалы от хозяина. Михай также описывает в своей теории что животные инстинктивно умеют правильно подбирать сложность игры, так что их деятельность начинает соответствовать потоковой деятельности.
challenge accepted это опять же стремление повышение уверенности в себе, развитие личности, как следствие получение радости от процесса развития.
ИМХО теория потока на первый взгляд вполне годная.
Вообще по геймплею и геймдизайну мои представления во многом совпадают с данной теорией, но есть кое какие важные уточнения, которые в теории не упоминаются, но т. к. эти уточнения получены мною на собственном игровом опыте, они являются субъективными и требуют экспериментального подтверждения на других игроках, поэтому описывать здесь я их не буду =).